Тарифные войны, или много шума из ничего.

    Так уж повелось в России, что все серьезные изменения мы привыкли привязывать к какой-нибудь круглой дате. Бросить курить, начать ходить в тренажерный зал, почему-то лучше всего с 1 января. Разумно это или нет разговор отдельный. Но то, что все мы часто следуем этому не писаному правилу от школьника до правительства – факт.
    Вспомните, прошлый год начался с монетизации, нынешний с введения новых тарифов на оплату ЖКХ.
То, что реформы в сфере ЖКХ необходимы – очевидно всем. Качество услуг здесь крайне низкое. За последние 15 лет отрасль оказалась в катастрофическом положении. Мы оказались перед реальной угрозой полного крушения всей системы жилищного хозяйства. Кроме этого на сегодняшний день 70% жилого фонда Челябинска – собственность частных лиц. А раз мы захотели стать собственниками, то вести себя должны как собственники, т.е. самостоятельно принимать ответственное решение о том, как ее содержать в соответствующем состоянии. То, что это приведет к повышению тарифов очевидно. То, что это не популярное решение то же. Но закон есть закон. И именно этот вопрос стал предметом разногласий между городским парламентам и областной властью.
    Так давайте обратимся к фактам.
    Принятие новых тарифов сложный и многоступенчатый процесс, досконально прописанный в законодательстве и различных служебных инструкциях. Принять подобные решения без согласования, как говорится с бухты-барахты практически невозможно.
    По действующему в то время постановлению правительства РФ от 29 августа 2005 № 541 средняя стоимость жилищно-коммунальных услуг по Челябинской области должны были составлять 31,3 р. за 1 м2 в месяц.
    Для выяснения конкретных тарифов сначала была проведена оценка реальной стоимости услуг ЖКХ. Занимается этим, подчеркнем, областное унитарное предприятие «Челябоблжилкомхоз». По его оценкам, если предоставлять услуги ЖКХ по существующим в России стандартам каждый челябинец должен платить 20 р.20 к. с 1м 2. в месяц. И Администрация, и депутаты Челябинской городской Думы прекрасно понимали, что единовременное повышение цен в 2,5 раза не под силу большинству челябинцев.
    Понимали это и в «Едином тарифном органе Челябинской области», в задачи которого входит обеспечение проведения единой тарифной политики в рамках действующего законодательства на территории области. Поэтому руководство ЕТО обратилось к мэру Челябинска М.В. Юревичу с просьбой предоставить взвешенный и реальный прогноз о плате за 1 м2 жилья в городе Челябинске в 2006 году.
    Полученный ответ об изменении прогноза цен на услуги по созданию и ремонту жилья в городе Челябинске с 12,9% на 24,7% не вызвал у ЕТО никаких возражений. О чем есть соответствующий документ.
    Более того, депутаты Челябинской городской Думы обратились в министерство строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области с просьбой дать стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг по Челябинскому городскому округу на 2006 год, т.е. расписать из чего будут состоять платежи жителей. В ответе за подписью зам. Министра В.С. Арбузова четко и ясно приведены цифры, которые впоследствии и приняты на заседании городской Думы.
    Но вернемся к фактам.
    В полном соответствии с законом на основании полученных согласований 27 декабря 2005года Челябинская городская Дума приняла новые тарифы. По ним вместо рассчитанной областным унитарным предприятием «Челябоблжилкомхоз» суммы 20р20к. челябинцы в 2006 году должны были платить 10р76 к. за 1м2. Таким образом, индекс изменения размеров платы граждан за жилое помещение составлял 124,9%, что, еще раз подчеркиваю, полностью соответствовало закону и рекомендациям ЕТО.
Но здесь включается непредвиденный фактор. Президент РФ В. В. Путин лично рекомендует ограничить процесс роста тарифов на коммунальные услуги. В результате 29 декабря 2005 Федеральная служба по тарифам, приказом №853 утверждает новый предельный уровень рост цен на услуги по субъектам федерации.
    Казалось бы, обычная ситуация, все ясно. Принят новый федеральный закон. Областные власти определяют уполномоченный орган, который на основании закона предоставляет муниципалитетам предельные индексы роста тарифов. Для Челябинского городского округа он теперь составляет не 124,9% а 118,7%. В настоящее время городская Дума в максимально сжатые сроки приводит свои решения в соответствие с новым законом. Как говорится, все идет в соответствии с установленным порядком.
    Депутаты Челябинской городской Думы четко понимают, что за решение повысить тарифы на «коммуналку» им придется держать ответ электоратом. И разговор с избирателями на эту тему будет очень тяжелым для обеих сторон. Никто не пойдет на такие непопуляные меры без крайней необходимости.
    Итак, решение Челябинской городской Думы от 27 декабря 2005 г. абсолютно законно и прошло все положенные согласования. И главное: представитель исполнительной власти никак не может заставить орган представительной власти сделать что бы то ни было. Если жители города вообще не заплатят по счетам, ни им самим, ни кому бы то ни было лучше не станет.
Игорь Владимиров

Ошибка в тексте: